Вижу, что и здесь обижают старообрядцев).
Люсик пишет:
цитата: |
Была убеждена, что Православие против насилия. Сжигание на кострах - это не у нас. А как объяснить монастырские ссылки (Соловки), русскую инквизицию, реформы Никона ... Я попала в тупик... Пожалуста, просветите |
|
Время было такое жестокое. Если Вам ещё интересно, напишите, поищу Вам подробнее об отношениях между духовными отцами и их чадами в древних русских монастырях. Те жестокости в то время воспринимались душеполезными.
Люсик пишет:
цитата: |
Неужели они жили по Новому Завету и не верили в Христа? |
|
Не может такого быть.
Люсик пишет:
цитата: |
Тогда бы наше Православие началось с 17 века, т.е. со времен Никона? |
|
В некотором роде это так.
Люсик пишет:
цитата: |
Выходит, Святитель Ионе, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец (1461; 28 июня), Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец (1378, 25 февраля) и многие другие тоже были старообрядцами? |
|
Они твёрдо придерживались древних обрядов.
Люсик пишет:
цитата: |
Но нынешняя РПЦ их признает (как признают, наверное, и староверцы)! |
|
Именно так. Наших послераскольных святых старообрядцы не признают.
Люсик пишет:
цитата: |
Значит, не так "страшны" и старообрядцы! |
|
«Старообрядческие страшилки» нам навязывались в течение нескольких веков после раскола, пока, наконец-то в головах архиереев здравый смысл не стал просыпаться. Слово-то само несколько страшное: «раскольники».
Люсик пишет:
цитата: |
А Савва Морозов - просто грешный человек |
|
Согласен. Думаю, что поддерживал революцию, не потому, что был старообрядцем, а потому, что её многие поддерживали независимо от своих обрядов.
Люсик пишет:
цитата: |
Все-таки, если что они делали до реформ Никона (т.е. были Церкви послушны), то же продолжали делать после (пусть даже боясь что-то менять, ведь это уже был "новый голос" Церкви), то они ничем не изменились. Выходит, поменялись мы, слушая новые веяния Церкви. А два перста или три... - это не помешало и в дораскольное время появиться Святым. |
|
Согласен.
Люсик пишет:
цитата: |
Вериться с трудом, что старообрядцы кроме выполнения Обрядов не помогали(ют) "голодным и холодным". |
|
Помогают, насколько мне известно. Независимо от того, считают они нуждающегося в их помощи еретиком или нет.
Люсик пишет:
цитата: |
Или позиция РПЦ такова – любой Патриарх (чтобы он не сделал) Свят? А о любых перегибах лучше умалчивать? |
|
Нет, конечно. Методы проведения реформы патр. Никоном были «оценены» соборным Судом. Осуждён. В настоящее время почитается местночтимым святым.
AHTOXA пишет:
цитата: |
Поскольку в земной части Церкви участвуют живые люди со своими слабостями, страстями и пороками, были разные периоды ее истории. Темные и светлые. Церковь свята не потому, что люди в ней безгрешны, а потому что она - Тело Христово. |
|
Полностью согласен.
А. Бондарев пишет:
Это так.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Никон поступал так, как должно было Русскому Патриарху вслед за остальными Церквями... |
|
Патриарху не должно преступать церковные законы, а патр. Никон именно этим и занимался регулярно.
А. Бондарев пишет:
В любом расколе, по-моему, не может быть правой только одна сторона.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
…старообрядцы. По своей необразованности и обрядоверию |
|
Совсем не уверен, что сторонники никоновой реформы были свободны от того самого обрядоверия и не уверен, что они превосходили в образованности твёрдых последователей древних обрядов.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
эти люди впали в грех раскола |
|
Не впали, а были «впихнуты» за границы Церкви неуклюжими действиями реформаторов.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
грех раскола…не смываемый даже кровью. |
|
Вот именно. Всё ли сделано на сегодня, чтобы «отмыться» от того греха за неуклюжие действия?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Я, например, категорически неприемлю старообрядчество... Я немного знаком с сегодняшним положением. Это не христианство... |
|
Вы уверены, что Ваше «немного знакомства» достаточно для правильного суждения о старообрядцах? Вы же сами признали, что вопрос сложный.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Старообрядцы же сделали выбор между Живым Телом Христовым и сухим обрядом, увы, в пользу обряда. |
|
Этот обрядовый выбор был сделан сначала реформаторами 17 века и в первую очередь самим главным реформатором.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
И не надо выбелять их роль в истории... |
|
Не надо, но и очернять их ни к чему.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Они очень много навредили России |
|
Главный вред России принесла неумело проведённая реформа.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
…поддерживая её многочисленных политических врагов. Савва Морозов, например, спонсировал революцию. |
|
Совсем не уверен, что в число «спонсоров» революции или её сторонников входили исключительно старообрядцы, что никто из новообрядцев не занимались тем же.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Хотя, несомненно, если бы государство не вмешалось и не усугубило старообрядческий раскол, то, возможно, Церкви удалось бы его уврачевать. |
|
Здесь согласен. Если бы царь Алексей Михайлович не вмешивался в дела Церкви, реформа Никона просто не прошла бы в жизнь.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Как недавно был уврачеван карловацкий раскол и РПЦЗ была принята в Лоно Русской Церкви. |
|
Ни в какое «лоно» не была РПЦЗ принята, было лишь восстановлено евхаристическое общение.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Хотя сейчас есть небольшая надежда, что и грамотные старообрядцы вернутся в Церковь. |
|
Кто перейдёт к нам, кто-то от нас перейдёт к ним. Хотелось бы и с ними восстановить евхаристическое общение, но до этого, похоже, очень далеко.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Ну а что сказать о Патриархе Никоне? Его роль в истории очень спорна... |
|
Согласен.
А. Бондарев пишет:
Я тоже не считаю злодеем. Он церковный преступник.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
… термины "старый" и "новый обряд"…Это выдумки врагов Церкви и Христа - раскольников! |
|
Не уверен, что Вы сможете это доказать.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Изменение некоторых обрядов - это нормальный жизненный процесс... В Церкви так было всегда, многое добавлялось, многое убиралось, многое изменялось. Так было ВСЕГДА! |
|
Верно, но только ОДИН РАЗ в истории Церкви из-за этого произошёл раскол.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
…тогда на Руси. Произошел естественный процесс - корректировка некоторых богослужебных книг и обрядов. |
|
Может, всё-таки, их порча?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Это было сделано для духовной пользы верующих. |
|
Не уверен, что слова «молимтися тебе, дух лукавый», попавшие в богослужебный текст в результате той никоновой правки/порчи могли быть полезными тем, кто их читал.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Но часть верующих по своей малограмотности не смогла понять этого. Люди подумали, что вера заключается в сухих обрядах и книжках |
|
Да кто же их научил-то так думать? Не задумывались? Какие-такие «мудрецы» научили их тому?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
То есть, подводя итог всему вышесказанному, так называемые "старообрядцы" не послушали слово Матери-Церкви и изменили Апостольской вере, поверив не в Живого Бога и Тело Его - Церковь, а лишь в книжки и обряды. |
|
Именно в голос Церкви и верили в 17 веке твёрдые сторонники двуперстия, когда патр. Никон самочинно указал всем креститься тремя перстами.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
…дораскольных Святых … Мы уверены, что, живя они во времена раскола, по своей духовной мудрости никогда не поддержали бы этот раскол и остались бы в Лоне Матери-Церкви. |
|
Уверен, что те святители, будь они живы во время реформы 17 века, ни за что не допустили бы ни Никону самочинствовать, ни безрассудные клятвы на невинных верующих изрекать.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Страшен не их "старый" обряд, а их непослушание Церкви. Ведь Христос сказал, что если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). |
|
Вот, вот. А далее вспоминаем, как Никон Церкви слушался.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Хотя мы не должны грубо обращаться со старообрядцами и каким-либо образом презирать их. Времена государственного гонения прошли. И теперь мы должны уже открыто делать то, что и полагается настоящим Христианам – относиться к отпавшим со смирением, любовью и искренним желанием вернуть их в Церковь Христову, как к людям, находящимся в большой беде. |
|
Что же нам раньше-то мешало это делать?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
И такое доброе отношение должно быть абсолютно ко всем людям. |
|
Не пробовали сравнить написанный Вами текст с текстом соборных клятв 1656 года и 1667 года?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
раскольническую веру никак уважать нельзя, ибо она противна Телу Христову - Церкви! |
|
Не знаю, как насчёт раскольничьей веры: я не специалист по расколам, а вероисповедание у старообрядцев точно такое же, как и у нас.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Как сказал Святитель Ириней Лионский - грех раскола не смывается даже собственной кровью. То есть, даже если раскольник пострадает за Христа, грех раскола ему не простится. |
|
Вот, вот. Что-то надо нам делать для исцеления раны раскола на теле нашей Церкви.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Они ослушались Церкви - вот краеугольный камень. |
|
Ослушались, т.к. не смогли вместить безрассудности клятв 17 века. Не смогли согласиться, что лишь одно перстосложение делает их еоетиками. Не смогли вместить и нарушения патр. Никоном соборных решениий Церкви.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Вообще всё без Церкви - ерунда. Ерунда те же обряды... |
|
Не уверен, что реформаторы 17 века и Никон хорошо помнили об этом.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Зачем им крещение двумя пальцами, обряды |
|
Они лишь твёрдо следовали соборному решению 1551 года.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
…они предали свою Матерь - Церковь? |
|
Это не так. Бедные старообрядцы. Ну сколько же можно их «долбить»? И предатели, и еретики, и раскольники? Может, нам всё-таки на себя получше посмотреть? На свои «заслуги»? Раскол-то остаётся, а начали реформу совсем не старообрядцы. Или у нас нет в глазах никаких «брёвен», мешающих рассматривать «непослушание» твёрдых сторонников древних обрядов?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Они умерли без Матери, духовно умерли. |
|
Не торопИтесь их «хоронить». Или Вы прозорливец)?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
дело не в количестве перстов, а в послушании Церкви. |
|
Это опять же к реформаторам 17 века и к Никону.
А. Бондарев пишет:
цитата: |
А для раскольников именно обряд и строгое его исполнение - есть краеугольный камень. Увы... |
|
А с чего Вы это взяли?
А. Бондарев пишет:
цитата: |
Старообрядцы отпали - они не составляют Церкви и не признают Её.…Но вот принимать веру, отличную от нашей, мы не должны, мы не должны отступать от того, что нам заповедал Спаситель. |
|
Ещё раз. Мы одной с ними Веры. Текст Символа Веры помните же? У них он отличается от нашего совсем ненамного.
Вольный стрелок пишет:
цитата: |
Но после отпадения, после ухода в раскол, очень мало что от веры их осталось. |
|
Тем не менее, они сохранили древнеправославное благочестие.
Vladimir пишет:
цитата: |
Кажется Карташев о них сказал: "испугались новизны обрядовой и уклонились в новизну догматическую". |
|
Верно, А. Карташев это написал. Но Вы почему-то заметили его нелицепрятные выводы только в отношении старообрядцев. Не пробовали заметить его выводов в отношении реформаторов 17 века и самого главного реформатора? Его слова о дурном реформаторстве Никона?
Vladimir пишет:
цитата: |
только отколовшись от Церкви у них тут же начались свары между собой, началось дробление на всевозможные толки (им же несть числа) |
|
Верно. Но и Вселенская Церковь не избежала той же участи. Посмотрите тоже.
Vladimir пишет:
цитата: |
Старообрядцы времен раскола - это люди, которые поставили в центр духовной жизни - ОБРЯД |
|
Не разделяю Вашей уверенности.
Vladimir пишет:
цитата: |
они искренно верили, что именно Иисус Христос заповедал апостолом крестное знамение двумя перстами, и т.д. |
|
Верно. Как Вы думаете, кто их научил искренне верить этому?
Vladimir пишет:
цитата: |
Обряд выправлялся по греческому стандарту |
|
Может, точнее было бы считать не «выправлялся», а портился.
chair07 пишет:
цитата: |
…однажды слышала по телеканалу "Спас", объяснение одного известного священника. Он просто показал на пальцах |
|
Это прот. Димитрий Смирнов, наверное, был.
chair07 пишет:
цитата: |
«Вывод такой - что в лоб, что по лбу». То есть, три ипостаси имеют место и, когда мы крестимся тремя пальцами и тогда, когда крестились двумя, а три свободных смыкали воедино». |
|
Есть и другой авторитетный вывод, что более древнее двуперстие лучше выражает христианскую Веру.
chair07 пишет:
цитата: |
не так велик грех староверов. |
|
Вот именно. Нам бы о своих «заслугах» «деле» произошедшего раскола побольше задуматься.
chair07 пишет:
цитата: |
… раскольников … что куда страшнее старообрядчества |
|
Согласен: не следует называть старообрядцев тем словом. Жаль, что не все это понимают.
chair07 пишет:
цитата: |
с Церковью нужно идти в ногу, стараясь соблюдать все её законы, дабы не превратиться в раскольников |
|
Эти бы слова да патр. Никону в уши в 17 веке — глядишь, и до раскола не дошло бы.